Прокуратура. Обязанность служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов
В соответствии со ст. 10 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Обязанность служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов закреплена ч.1 ст. 11 Федерального закона, при этом ему необходимо в письменном виде уведомить своего непосредственного начальника.
Однако, не каждая ситуация, связанная с наличием родственных, близких, иных связей, формально указывающих на аффилированность должностного лица с иными лицами, может квалифицироваться как конфликт интересов.
Следует также иметь в виду, что участие в деятельности коммерческой организации, родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
Необходимо установить следующие признаки:
1. Диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние, поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание виновным должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя.
2. Наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения).
Например, должностное лицо контролирующего органа по результатам проверки принимает заведомо незаконное решение об освобождении руководителя организации, являющегося родственником, бывшим сослуживцем, от административной ответственности.
3. Возможность извлечения материальной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией государственным (муниципальным) служащим своих полномочий.
Необходимо помнить о последствиях непринятия служащим мер к урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч.5.1 Федерального закона непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководителям государственных и муниципальных образований, государственных и муниципальных органов в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона необходимо предпринимать меры антикоррупционной политики, включающие правовое просвещение служащих, разработку правовых актов, регламентирующих порядок и сроки рассмотрения уведомления работника о конфликте интересов, виды принимаемых решений.
При этом, принимаемые правовые акты не должны противоречить Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 08.03.2015) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
При квалификации конфликта интересов следует учитывать письмо Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования», а также Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014.
Новое на сайте:
- Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Для размещения объектов торговли» для земельного участка с кадастровым номером 47:23:0306001:857
- Профилактическая памятка гражданам о сохранности личного имущества
- Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески на территории Пудомягского сельского поселения»
- Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги
- Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения (ордера) на производство земляных работ»
- Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»
- Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
- 2,3 тысячи работающих отцов в Санкт-Петербурге и области получают пособие по уходу за ребенком до полутора лет
- Более 25 тысяч жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти получили свидетельство пенсионера с начала 2024 года
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 02 июля 2024 год № 90 О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Для размещения объектов торговли» для ЗУ с кадастровым номером 47:23:0306001:857
- Сборы на пляж
- Пожар и дети (Родители, будьте взрослыми)
- Семинар г. Гатчина 11.07.24
- 7 285 семей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
- График оперативной помощи по ЕНС июль